Правильное ударение в словах. Как правильно ставить ударения? В каких словах нужно правильно ставить ударение

Ударение в русском языке, в отличие, например, от французского или польского, – свободное. Оно может падать на любую часть слова: быть в его начале, основе или окончании. Поэтому трудности с его корректной расстановкой могут быть не только у тех, для кого русский является иностранным, но и у носителей языка.

Вконтакте

Трудности и досадные ошибки

Практически каждый человек испытывал неуверенность по поводу того, как правильно ставить ударение в том или ином слове. В – слова с подвижным ударением. Это означает, что расстановка его может меняться при изменении словоформы.

Поэтому люди часто сомневаются, как правильно произнести: из аэропОрта или аэропортА , каталОг или катАлог, тОрты или тортЫ , закУпорить или закупОрить – то есть ставить ударение на втором или третьем слоге. В словах облилась и включит на окончание или на основу? Список сомнений можно продолжить.

К хрестоматийному примеру укоренившейся ошибки в массах можно отнести словосочетание вы прА вы, которое упорно произносят вы правЫ, или звОнит вместо звонИт . В официальной речи, докладах и т.д. часто вместо договОр можно услышать дОговор. Можно составить перечень «офисно-канцелярских » слов, которые неправильно произносят вполне грамотные люди, к тому же на своем родном языке. Ошибки повторяются, закрепляются и переходят в разряд типичных.

Правильная речь многое говорит о степени образованности человека , профессионализме, интеллекте и личностных качествах. Как же избежать досадных ошибок?

Что делать?

Как правильно ставить ударение в заимствованных слова х в языках со статичным ударением, легко запомнить, так как существует единое правило орфоэпии. Например, во французских, прочно вошедших в наш обиход: жалюзИ, шассИ, купЕ , – ударение всегда падает на последний слог.

В русском языке единое правило о том, как правильно ставить ударение в «трудных» словах , отсутствует. Конечно, как проверить правильное ударение с помощью орфоэпического словаря , знает каждый. Для справки можно использовать как электронную, так и бумажную версию. Но не все знают, что существуют и другие методы. С их помощью можно не только проверить ударение в слове , но и закрепить в памяти правильное произношение.

Можно проверить правильное ударение с помощью орфоэпического словаря.

Память бывает разная

Специалисты выделяют разные виды памяти. Каждый из них играет свою роль в формировании грамотности человека:

  1. Зрительная память поможет сохранить визуальный образ. Правильное ударение , выделенное ярким маркером, запомнится наверняка. Список можно повесить как дома, так и в рабочем кабинете.
  2. Всегда верно ставить ударение в «трудных» случаях поможет слуховая память . Для этого нужно несколько раз произнести слова вслух или даже пропеть их. Расстановка «осядет» в памяти. Ведь не случайно строчки шлягеров так легко запоминаются.
  3. Речедвигательная память с помощью физических органов речи поможет запомнить, как ставится корректное ударение в определенном случае. Слово нужно четко произнести вслух несколько раз. Мышечная память сохранит схему сделанного движения.

Внимание! Все способы запоминания основаны на определенных видах человеческой памяти. Обычно у каждого человека преобладает какой-то отдельный вид памяти. Поэтому важно знать, какая память наиболее развита у вас.

Способы запоминания

Всегда на виду

Легче запомнить слова с правильным ударением , которые сопровождаются смешными картинками. Их можно распечатать или нарисовать и держать на видном месте.

Слова с правильным ударением слов часто употребляемой деловой можно включить в такой список и повесить у себя дома или в офисе:

  • каталО г;
  • включИ т;
  • девЕ лопмент;
  • обеспЕ чение;
  • квартА л;
  • ходА тайство;
  • принЯ в;
  • по средА м;
  • деньгА ми;
  • договО р.

Перед выступлением или докладом владельцу списка достаточно пробежать перечень глазами, и в слове включит ударение на последнем слоге отложится в памяти.

Правильное ударение в словах.

Внимание! Грамотная публичная речь с продуманной логикой построения, правильным произношением и интонацией произведет желаемое впечатление на слушателей.

Смешные рифмы

Расстановка слогового ударения очень важна для формирования стихотворной рифмы. Поэтому рифму можно использовать, чтобы в случае сомнений определить ударение, которое является нормой. Определить ударение в словах в большинстве случаев помогут рифмованные стихи.

Смешные стишки-запоминалки – хороший способ запомнить, как правильно произносятся слова, которые вызывают затруднения. Например:

  • Моя кофточка снятА, оказалось, что не та.
  • Я поеду в Куршавель, чтобы кушать там щавЕ ль.
  • Впопыхах я напилА сь и водою облилА сь!
  • Тот, кто любит тО рты, не наденет шорты!
  • Если ты с деньгА ми – едем на Майами!
  • Я учел наш уговор и составил договО р!
  • Нынче приходил малЯ р, а вчера зашел столЯ р.
  • Ой! Вы только посмотрите: на моей стене – граффИ ти!
  • У меня в ушах звенит или кто-то мне звонИ т?
  • Он устал и сел на пень, затянул себе ремЕ нь.

Как видно из забавных рифмовок, определить нормативное ударение в «коварных» словах совсем не трудно. Подобные стихи для тренировки памяти можно найти в Интернете, специальной литературе или придумать самому. Этим легким способом запоминания часто пользуются выпускники при сдаче по русскому языку.

Смешные стешки как смайлики

Сюжеты для запоминания

Избавиться от сомнений по поводу правильных ударений поможет составление коротких сюжетов. Например, чтобы запомнить, что в слове снятА правильное ударение ставится на последний слог, придумываем сюжет: вещь быстро снятА , потому что не ТА . Созвучие главного (в котором проблемное ударение) и вспомогательного слова помогает запомнить ударный слог. К тому же в работу памяти включается и образно-сюжетный ряд.

Другой вариант – представить сюжет-картинку. Например: «Рисуем ТУ шью ТУ флю». Таким образом легко запомнить, что ударный слог в слове «тУ фля» – «ТУ ».

Ударение в словах. Как правильно?

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте

Вывод

Иногда даже образованные люди сталкиваются с проблемами ударения: делают ошибки или не совсем уверены в правильном выборе своего варианта. Простые и доступные способы помогут навсегда избавиться от этих сомнений.

ико́та
Икота, ико та,
Уходи на Федо та.
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.


и́ксы
1. Играли весело реми ксы,
А мы все вычисляли и ксы.
2. По улице гуляли фи ксы,
Мы в школе вычисляли и ксы.


инжене́р
Вот, у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Ве ры
Обе мамы - инжене ры.


инструме́нт
Предъявите докуме нт -
Мы дадим вам... (инструме нт).


и́скра
Отлетела от костра
И погасла быстро -
Коль неверно, то искра́,
Если верно - и́ скра!
(С. Белорусец)


катало́г
1. Ударение в слове катало г
Падает всегда на третий сло г!
2. Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смо г,
В ней бывает картотека,
Специальный катало г.
3. Подарок выбрать мне помо г
Один хороший катало г.


кварта́л
1. Мы прошли нема ло -
Целых два кварта ла.
2. В бухгалтерии авра л -
Завершается кварта л.
3. День отчётности наста л,
Время закрывать кварта л.


кладова́я
- Что стоишь, завхоз, зева я?
- Опустела кладова я.


кла́ла
1. Ох, горький чай, не ожида ла,
Ведь ложку сахару я кла ла.
2. Бережно я книги протира ла,
Потом в коробочку их кла ла.


ко́гтя
В бочке есть и ложка дё гтя:
Кошки нет без остренького ко́ гтя.


коры́сть
Всё мыши смогут перегры зть,
Коль будет с этого коры сть.


краси́вее
1. Чем человек счастли вее,
Тем выглядит краси вее.
2. Тот из нас счастли вее,
В ком душа краси вее.


креме́нь
1. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый де нь.
Не расколется креме нь.
2. Я купил себе реме нь
Крепкий, будто бы креме нь.


ле́ктор
Будет новый «ле ктор» -
Предупредил проре ктор.


ло́ктя
1. Царапинка у ло ктя
От кошачьего ко гтя.
2. А собачка не без ко гтя -
Вот царапина у ло ктя!


ломо́та
Тяжела была рабо та -
В теле всём теперь ломо та.


ломо́ть
Жалко весь, но дайте хо ть
Хлеба вашего ломо ть.


мастерски́
Лишь потёр слегка виски ,
Выпил виски мастерски .


мозаи́чный
Подарок мозаи чный,
Вполне себе прили чный.


мусоропрово́д
На площадке - хорово д,
Чистят - мусоропрово д.


нача́в
Я понял весь уста в,
Только читать нача в.


нача́вший
1. Он был уже уста вший
И отступать нача вший.
2. Хоть он и много повида вший,
Но чувством проникаться был нача вший.


нача́вшись
1. Мы разошлись не попроща вшись,
Окончился роман и не нача вшись.
2. Ты ушёл, её и не дожда вшись,
Встреча закончилась и не нача вшись.


новорождённый
Я ужасно утомлё нный,
Брат не спит новорождё нный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)


новосте́й
1. Я жду своих госте й
И с ними новосте й.
2. Услышать я хочу весте й,
Хороших добрых новосте й.


облегчи́ть
Непросто ударенья заучи ть!
Стихи задачу могут облегчи ть!


опто́вый
1. Построили в городе но вый
Красивый магазин опто вый.
2. Возле улицы садо вой
Магазин открыт опто вый.


оркестро́вая
Была уже совсем не но вая
В театре яма оркестро вая.


осве́домить
Чтоб территорию иссле довать,
Жильцов надо осве домить.


парте́р
1. В доме - чудесный интерье р,
Возле него цветной парте р.
2. Премьера фильма про моде рн,
Билеты взяли мы в парте р.


плодоноси́ть
1. Хочу я у тебя спроси ть:
Будет ли яблоня плодоноси ть?
2. Дерево можно исцели ть,
Будет оно плодоноси ть.


пломбирова́ть
1. Кухня в воде, чего же жда ть?
Надо трубу пломбирова ть!
2. Зубик болит. Не горева ть!
Пошли его пломбирова ть!


позвони́шь
1. Ну, почему же ты молчи шь,
Ведь я спросила: позвони шь?
2. Ему ты этим отомсти шь,
Если ему не позвони шь.


премирова́ть
1. Директор должен написа ть:
Кого, за что премирова ть.
2. За труд не надо забыва ть
Работников премирова ть.


прину́дить
1. Свет солнечный её разбу дит,
Гулять на улице прину дит.
2. Холодный ветерок осту дит,
Одеться потеплей прину дит.


при́няли
Всё они предпри няли,
Решение уже при няли.


развите́е
1. Учись-ка ты быстре е,
И будешь развите е.
2. Считай, читай скоре е,
И будешь развите е.


реме́нь
Я купил себе реме нь
Крепкий, будто бы креме нь.


свёкла
1. Мы у тёти Фё клы
Ели борщ из свё клы!
2. Свёкла плакать начала,
До корней намо кла:
- Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свё кла.
(П. Синявский)


сверли́т
1. У соседей голова боли т -
Он стену целый день сверли т.
2. Он на лавочке сиди т,
Взглядом все её сверли т.


сли́вовый
1. Несу в корзине и вовой
Пирог с начинкой сли вовой.
2. Сок я сли вовый купил,
Дома банку я открыл.
Оказался сок томатный,
Ничего мне не понятно.


сори́т
Тот природу не храни т,
Кто на улице сори т.


столя́р
Красит здания маля р,
Мебель делает столя р.


танцо́вщица
Не пришла к ней ещё бессо нница,
Не устала ещё танцо вщица.


тво́ро́г
Бабка испекла пиро г
Да забыла про творо г.


то́рты
1. В музее - натюрмо рты:
На них - цветы и то рты.
2. Не налезли шо рты -
Часто ели то рты.
3. Сперва -
Их на кусочки режьте.
А следом -
Открывайте рты -
И с наслажденьем
То́ рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец)


трансфе́р
1. Запотел секундоме р -
Столь тяжёлым был трансфе р.
2. Грустил дядя офице р,
Не прибыл его трансфе р.


ту́фля
Слово «ту фля» я прочту
С ударением на «ту ».


убыстри́ть
Рисуй, умеешь ты твори ть!
Известность надо убыстри ть.


углуби́ть
1. Чтобы было легче жи ть,
Знания нам нужно углуби ть.
2. Корабли не смогут плы ть -
Канал здесь нужно углуби ть.


украи́нский
Харчо - суп грузи нский,
А борщ - украи нский.


уме́рший
1. Он был какой-то потускне вший,
Как лебедь в опере уме рший.
2. И сад был полностью сгоре вший,
Наверное, он был уже уме рший.


фено́мен
1. Вынесли приговор: он невино вен.
Столь странный это был фено мен.
2. Зверь этот был просто огро мен,
Такой загадочный фено мен.


фети́ш
1. Нет, ему не угоди шь.
Думает, что он - фети ш.
2. А куда ты так спеши шь?
Ведь работа не фети ш.


хво́я
1. Елкё не было поко я -
Нравилась котёнку хво я.
2. После солнечного зно я
Свежестью одарит хво я.


цеме́нт
Для строителей в моме нт
Машина привезёт цеме нт.


ша́рфы
А у нашей Ма рфы -
Все в полоску ша рфы.


шасси́
Для приземления проси
Пилота выпустить шасси .


щаве́ль
1. Прилетел мохнатый шме ль
И уселся на щаве ль.
2. Срубили е ль,
Сорвали щаве ль.


щавеля́
На обед с тобой не зря
Варим щи из щавеля .

Важной частью языкознания является орфоэпия - наука, изучающая произношение. Именно она отвечает на вопрос о том, ставить ударение в разных случаях. Без знания этого грамотная устная речь невозможна. Неверно поставленное ударение не только делает человека в глазах собеседников смешным, но и серьезно усложняет процесс коммуникации, ведь слово в итоге может поменять свой смысл… Наша статья посвящена теме «Правильные ударения в словах». Как правильно ставить ударения, мы рассмотрим в данной публикации более подробно.

Словесным ударением называют выделение одного из слогов слова при помощи голоса. Произнесение ударного гласного требует особого напряжения органов речи и фонации. Слог, произнесенный с наибольшей силой, называется ударным.

Помимо словесного существует еще синтагменное ударение (выделяет определенное слово в составе синтагмы), фразовое (выделяет синтагму в фразе) и логическое (выделяет слово, чтобы подчеркнуть его смысловое доминирование над другими в данном контексте).

Виды словесных ударений

Словесные ударения тоже имеют свои подвиды. Разделение осуществляется с учетом того, какие средства и способы постановки используются в том или ином языке. Так различают:

Следует отметить, что в одном и том же ударении могут сочетаться несколько средств акустики. К тому же в разных словах одного предложения ударение может проявляться более выраженно и наоборот.

Обозначение ударения на письме

Помимо особенностей постановки существуют еще разные способы обозначения. Например, в международном фонетическом алфавите положено ударение обозначать вертикальной чертой или линией сверху перед слогом. В русском языке оно иногда обозначается знаком «акут», который ставится над В английском ставят штрих в конце ударяемого слова. В некоторых словарях ударение обозначается сочетанием полужирного шрифта и

Ударение в русском языке

Ударным слогам русского языка присуще более длительное по сравнению с другими частями слова произношение. А вот высота выделяемого гласного может меняться. Среди мировых языков немало таких, где ударение является вещью стабильной и закрепленной. Как, например, у французов, которые всегда выделяют в слове последний слог, если оно произносится отдельно. А в целой фразе и вовсе все, кроме финишного, слова являются безударными. Выделяется лишь последний слог ритмической группы (собственно, фразы).

В русском таких закономерностей нет. Ударение может падать на любой слог. Более того, оно может меняться в словоформах. Поэтому правильно расставить ударения не всегда легко. Особенно человеку, который не является носителем языка.

У кого возникают трудности?

Конечно же, у человека, родившегося и выросшего среди носителей литературного русского языка, окруженного сплошь учителями, литераторами, профессорами вузов и другими представителями интеллигенции, больших проблем с ударениями не возникнет никогда. Но много ли таких людей? Россия огромна, в ней проживает большое количество национальностей, общающихся либо на суржике, либо на своих диалектах или языках. Им с литературной речью тяжело.

А еще сложнее русскоязычным людям, живущим за пределами России, где сильно влияние других языков. Ну и само собой, иностранцам, приезжающим в РФ работать или на ПМЖ, часто вообще непонятно, как правильно ставить ударение в том или ином слове. Ведь норм, определяющих закономерность его расстановки, в русском языке как таковых и нет!

Выход из положения

Что же делать человеку, желающему делать правильные ударения в словах? Как правильно ставить их в том или ином случае? Если речь идет об иностранце, переехавшем в Россию, то ему поможет общение с коренным населением (но не с грузчиками на вокзале, конечно). Нужно искать соответствующие сферы, слушать и запоминать. Отлично помогает в этом вопросе телевизор и радиостанции. Как правило, администрация СМИ следит за грамотностью своего персонала.

Людям, проживающим за пределами РФ, пригодится орфоэпический словарь или справочник, где всегда можно проверить правильность произношения. К тому же сегодня существуют всякие программы и интернет-ресурсы, которые помогают быстро овладеть литературным русским.

Но проблемы возникают не только у вышеперечисленных категорий граждан. Коренные россияне, в общем и целом умеющие говорить грамотно, тоже порой сталкиваются с дилеммой и не знают, как делать правильные ударения в словах. Как правильно ставить их, например, в иностранных терминах? Часто возникают сложности со словами, которые раньше произносились так, а теперь произносятся иначе… Их совсем не много - порядка нескольких десятков. Но некоторые так сильно укоренились в своем заблуждении, что и у профессора-лингвиста могут возникнуть определенные сомнения!

Правильные ударения в словах: как правильно ставить ударение в слове "звонит"?

Наверное, самым хрестоматийным примером неправильного произношения является слово «звонит». Сколько ни стараются учителя, сколько ни высмеивают невежд комики, а ошибка в устах народа продолжает жить дальше. Ну никак не хочет наше население выучить наизусть, как ставить правильно ударение в слове «звонит»!

Возможно, это связано с тем, что во многих литературных произведениях, старых фильмах и т. д. произношение данного слова не соответствовало современным нормам. И лингвисты даже подумывают, не пойти ли им навстречу массам и не подкорректировать ли правило? Но пока этого не произошло (и неизвестно, будет ли это сделано в будущем), и нужно ставить правильно ударение в слове «звонит». Падает оно на второй слог. И никак иначе.

Творожная проблема

Частенько возникают трудности и со словом «творог». Одни произносят его с ударением на первое «о», другие - на второе… И этому есть историческое объяснение. Потому что термин, обозначающий данный кисломолочный продукт, в разное время произносился по-разному.

В словарях девятнадцатого столетия закреплена норма, где ударный - второй слог. А известный языковед Даль настаивает на первом. На протяжении прошлого века люди упорно употребляли оба варианта, и в конце концов лингвисты сошлись на том, что в случае со словом «творог» правильное ударение закреплять не будут. Верным, в принципе, считается и один вид произношения, и другой. Обе «о» могут быть ударными.

Касается только повседневной жизни. А в официальных выступлениях политиков, речах журналистов и т. д. предпочтительнее употреблять «творог» с ударением на второй слог.

Эти слова следует заучить

Помимо двух вышеупомянутых в русском языке есть еще целый ряд слов, в произношении которых традиционно делаются ошибки. Далее приводится список правильных ударений, который нужно просто заучить.

  • Аэропорта - ударение на четвертый слог.
  • Баловать - на последний слог.
  • Включит - ударение на второй слог.
  • Девелопмент - на второй слог.
  • Деньгами - ударение на второй слог.
  • Договор - на последний слог.
  • Донельзя - ударение на второй слог.
  • Жалюзи - на последний слог.
  • Закупорить - ударение на второй слог.
  • Инсульт - на второй слог.
  • Каталог - ударение на последний слог.
  • Квартал - на последний слог.
  • Красивее - ударение на второй слог.
  • Обеспечение - ударение на третий слог.
  • Облегчить - на последний слог.
  • По средам - ударение на последний слог.
  • Приняв - на второй слог.
  • Свёкла - ударение на первый слог.
  • Сливовый - на первый слог.
  • Торты - ударение на первый слог.
  • Феномен - на второй слог.
  • Ходатайство - ударение на второй слог.
  • Черпать - на первый слог.
  • Щавель - ударение на второй слог.

Этот список можно озаглавить так: «Говори правильно - ударение ставь в нужных местах» - и повесить у себя над рабочим столом. Или над кроватью, чтобы повторять перед сном. Или на зеркале в ванной, чтобы каждое утро начинать грамотно. Для быстрого эффекта желательно не просто читать слова про себя, но и произносить их вслух. И громко. И по нескольку раз. Пройдет всего пару недель (а у кого-то, может, и дней), и правильное произношение гармонично впишется в устную речь. Главное -желание, совсем немножко усилий - и все получится!

Как правильно ставить ударение в словах? Таким вопросом, так или иначе, задается хоть иногда каждый из нас. Какие слова мы употребляем, насколько правильно произносим ударение — все это определяет грамотность нашей речи. А грамотная речь — дело чести любого уважающего себя человека.

О том, что это такое и есть ли какие-то правила постановки ударения в русском языке, мы и поговорим.

Немного теории

Каждое слово имеет свой ударный слог, который произносится с несколько большей силой, чем все остальные. Это и есть ударение.

Примечательно, что в японском языке акцент на слоге делают с помощью высоты тона, в латинском — продолжительностью гласного звука, а русский, французский, английский используют ударную силу.

А вот четких правил относительно того, куда ставить ударение в слове, — нет, потому что в русском языке оно свободное.

Вот что говорит по этому поводу главный редактор сайта “Грамота.ру” В. Пахомов:

Правила и исключения из правил

Но правила с многочисленными исключениями относительно того, как ставится ударение, все же есть. Они применяются для разных частей речи, и для каждой из них они свои.

Для глаголов

Для существительных

  • если слово пришло к нам из иностранного языка, это не значит, что оно сохранит свое ударное произношение: например, оно изменилось в слове ноутбУк, а не нОутбук, и осталось, как есть, в словах жалюзИ, бульОн, шампиньОн и др.;
  • в существительных, имеющих в своем составе слово “метр”, подчеркивается именно оно: киломЕтр, миллимЕтр;
  • корень ”лог” в словах — ударный; исключение — анАлог и слова, которые обозначают род занятий, например, палеонтОлог;
  • в существительных со словом “провод” в значении “транспортировать” подчеркивается “вОд”: водопровОд, нефтепровОд; исключение — электропрОвод, электропрИвод;
  • отглагольные существительные сохраняют акцент: обеспЕчение — обеспЕчить.

Для прилагательных

  • некоторые прилагательные созвучны с существительными, от которых произошли: слИвовый — слИва;
  • в некоторых случаях, в краткой и сравнительной форме акцент делается на окончании: стрОйный — стройнА — стройнЕе;
  • если же в начальной форме ударная середина слова, то и в сравнительной форме она не меняется: красИва — красИвее.

Для причастий

  • слова с акцентом на окончании: снятА, запертА, занятА;
  • причастия с первым ударным слогом: мОлотый от глагола молОть, зАгнутый от глагола загнУть.

Для наречий

Для деепричастий

  • ударные глагольные слоги сохраняются: поднЯть — поднЯв, воздАть — воздАв.

Особенности постановки ударения в русском языке

В некоторых словах ударные слоги меняются с течением времени в связи с языковыми изменениями. Если раньше говорили варИт, катИт, дарИт, то сегодня такое произношение режет слух. Мы правильно ставим ударение в словах и говорим вАрит, кАтит, дАрит.

К этой же категории относится слово звонИт, с правильным произношением которого много путаницы. Вполне вероятно, что со временем мы станем говорить звОнит, хотя сегодня такое произношение считается неправильным, но в разговорной речи допускается.

Чтобы какой-либо вариант постановки ударения в слове стал допустимым, он должен употребляться большинством образованных людей.

А где ставить ударение в слове средства? Знаете?

В словах “средство” и “средства”, будь то средства производства, финансы или средства массовой информации, ударное всегда Е. Это правило без исключений.

Надо отметить, что в некоторых словах свободное ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, вЕдение — ведЕние, Отзыв — отзЫв.

Еще оно бывает подвижным, если меняется при изменении формы слова, например, клык, клыкА, клыкИ.

И бывает неподвижным, когда не зависит от этого, например, закУпорить, закУпорил.

В русском языке есть слова, в отношении которых допустимо разное произношение:

Что делать и как запомнить

Как же быть, когда нет единых правил, а вам не хочется повторять неправильные, с прочно укоренившимися ошибками, слова?

Выход есть:


Ну, а теперь давайте попробуем пройти тест — поставь правильно ударение в словах:

Получилось? Отлично!

Заключение

Давайте работать над своей речью. Пусть родной язык звучит свободно и красиво!

Особенности ударения в русском языке (продолжение)

Отдельного разгов о ра требуют безударные слова . Служебные слова и частицы, как правило, не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них - односложные предлоги и союзы, б ыва ют предударными словами, так называемыми проклитиками. Они прим ык ают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на водЕ, при дорОге, от лЕса, по п ут И. Другие - односложные частицы, явля ют ся энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющ ем у на себе удар.: пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли о ни . В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками .

Бывает, предлог принимает удар. на се б я, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. пре д логи НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.
НА - нА воду, нА гору, нА руку, нА ухо, н
А зиму, нА год, нА дом, нА пол. Но такой перенос ударной гласной не всегда пр ои сходит. Мы говорим выйти на мОл (но не нА мол ), взобраться на хОлм (но не нА холм ), указа ть на двЕрь (но не нА дверь ), сесть на мЕль (но не нА мель ).

Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возм ож ен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого об о рота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случ ае , когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существитель но е выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит. Например:

поверить нА слово, но: обратить вн има ние на слОво "преобразование";
спустить корабль нА воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на вОду;
этот человек нечист нА руку, но: на рУку б
ыла наложена повязка;
взвалить груз нА плечи, но: он положил ладони ей на плЕчи;
сдвинуть шапку нА нос, но: жонглёр постави
л на нОс картонный цилиндр;
старик туг нА ухо, но: мать посмотрела на Ухо мальчика.

Мы скажем взять грех нА душу . Это устой чи вый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить: столько-то продукции приходится нА ду шу населения. Мы говорим свалиться как снег нА гол ов у . Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог. Но нельзя говорить: он бросил кон фе тти нА головы друзей.

Часто ударение в русском языке перено
си тся на предлог НА при сочетании его с числительными: нА два, нА три, нА пять, нА десять, нА сто, нА двое, нА трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения удар. не про исходит: уехать на двА-трИ дня, на пЯть-шЕсть месяцев, на двОе-трОе суток . Произнесение н А два-три, нА три-пять - неверное. Предлог остается безударным и в том слу ча е, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на двА или трИ дня, на пЯть или шЕсть месяцев, на двОе или т рОе суток.

Не переносится ударение в русском яз
ык е на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравните: уехать нА два месяца - уехать на д вА месяца и десять дней; командировка нА год - командировка на гОд и три месяца; встре ча назначена нА три часа - встреча назначена на трИ часа тридцать минут.

Наконец, следует сказать, что иногда содерж ан ие текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на пр ед лог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ русск ие темы (а не нА две ). Ведущий специально выделил слово две , чтобы обратить на это внимание ауд ит ории.

ЗА - зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА гор од , зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок.

Но и здесь те же ограничения:

спрятать руки зА спину - спря та ться за спИну матери;
схватить зА руки - схватить за рУки и н
О ги;
туда можно добраться зА два часа -
за двА часа сорок минут.

ПО - пО лесу, пО полю, пО полу, пО н о су, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое.

Не переносится удар. на предлог при сочетании ег о с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять... сорок и сложными числи тел ьными одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.: по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять руб ле й, по сОрок копеек.

Ударение не переносится и в описа
нн ых выше случаях:

по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕс ть человек;
по двОе-трОе суток, по двА или
тр И дня;
по двОе ши трОе суток, по трОе с по
лов иной суток;
пО два центнера, но по двА и три деся
ты х центнера.

ПОД - пОд ноги, пОд руки, пОд гору, п Од нос, пОд вечер.
ИЗ - Из дому, Из лесу, Из виду, Из н
ос у.
БЕЗ - бЕз вести, бЕз году не
де ля, бЕз толку.
ОТ- час От часу, год От году, От
ро ду.

Некоторые двусложные предлоги всегд а бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО - из-за лЕ са , из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх.

Слабоударяемые слова - это те слова, ко то рые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называю т п обочным. Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКО ЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фр азами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального уда р.:

мать стояла сза ди детЕй - река ост ал ась сзАди;
поезд мчался ми мо полЕй - машина про
ех ала мИмо;
он помахал всле д автОбусу - люди что
-то кричали вслЕд;
мы придём по сле чАса - мы придём
к вам пОсле;
о коло дОма был родник - довольно ходить в
окр уг да Около.

Побочное ударение (или второсте пенн ое) обозначается знаком "гравис", в отличие от основного удар., обозначаемого знаком "акут". Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пр об ираться скво зь чАщу, скво зь зАросли, скво зь тумАн. Всегда несёт на себе побочное удар. и пр е длог КРОМЕ: собрались все, кро ме негО; ничего не надое собой брать, кро ме кнИг; кро ме берЁз, здесь были и л ипы. Слабоударяемыми бывают некоторые г лаг ольные формы и вводные слова БЫЛО, БЫВАЛО, СТАЛО БЫТЬ: я хотЕл бы ло взяться за чтение; сид Ел и мы, быва ло, вечерами вместе и беседовали; Он, ста ло быть, собрался уехать?

Однако не следует увлекаться побочн ым и ударениями. Если речь диктора выдержана в умеренном темпе, произношение безударных слов - с второсте п енным удар., а слабоударяемых слов - с нормальным удар. будет создавать избыточную акцентуацию, к о торая лишь утяжеляет восприятие речи и мешает слушателям.

Слова с побочным ударением привлекают к с еб е особое внимание. В большинстве своём каждое самостоятельное слово им ее т всего одно удар. Но есть слова с большим количеством слогов и сложные по составу, которые имеют еще и поб оч ное удар. Это главным образом:

слова, образованные путем слож ен ия двух основ: це льнометаллИческий, че репно- мозговОй, бессро чноотпускнОй;
слова с некоторыми пре
ф иксами иноязычного происхождения: а нтиклерикАльный, у льтрареакциОнный, су пероблОжка, ре милитаризАция;
сложносокращенные слова: зе мснарЯд
, р а йсовЕт, о бллИт, эне ргосбЫт, па ртконферЕнция .

Если в слове два ударения, то основное ударение бу де т располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное. Также имеет зна чен ие и удалённость основного удар. от начала слова: челове коненавИстник, вре мяпрепровож дЕ ние, хло пкоочистИтельный .

Широко употребляемые сложные слова, если они не ве лики, обычно не имеют побочного ударения: пылесОс, водостОк, садовОд, водопровОд, черн озЁ м, благодАрный, дальнозОркий, землемЕр, многовековОй . Без побочного удар. произносятся и такие распространённые с ло ва, как землетрясЕние, сельскохозЯйственный и другие.

Побочные ударения чаще появляются в к н ижных по стилистической окраске словах: (кля твопреступлЕние, кни гохранИлище ) и в специальных сло ва х: (электро нновАкуумный, гальва ноакУстика, ра диорепортАж, ки носценАрий, фо токорреспондЕнт, ша хтоподъЁ мн ик ).

Бывает, при образовании сложного сл ова путем словосложения основное удар. перемещается ближе к центру слова и оказывается не на том слоге, на ко то рый падает в слове, употребленном самостоятельно. Так, мы говорим:

боЕц - но молотобОец, сва еб Оец;
волновОй - но коротковолнОвый, д
ли нноволнОвый;
заводскОй - но эле ктрозав
Одс кий;
леснОй - но малолЕ
сн ый;
привознОй - но дальнеприв
Оз ный;
проводнОй - по эле ктропровОдный;
продавЕц - но кни гопродАвец;
сплавнОй - но лесосплАвный;
творЕц - но стихо
т вОрец;
ушнОй - но о колоУшный;
цветнОй - но одноцвЕтный.

Сложные прилагательные и сложные пор я дковые числительные, в первой части которых есть 3, 4, от 11 до 20, а также 30, 40, 50, 60... 100, нередко произносятся с двумя ударениями (по боч ное - на числительном): оди ннадцатиметрОвый, пятна дцат и литрОвый, семи десятикилометрОвый, девяно столЕтний, сто тЫсячный.

С двумя побочными удар. на пер
в ой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова четырё хсо трублЁвый, эле ктромаши ностроЕние, а в то мо тогОнщик .
Всегда имеют побочное удар. сложные сло
ва , пишущиеся через дефис: ко нтр-адмирАл, каю т-компАния, пла щ-палАтка, я хт-клУб.

Побочное ударение может падать на некоторые при ст авки: СВЕРХ-, ПОСЛЕ-, МЕЖ-. Но и здесь играет роль степень употребительности слова. Напр им ер, с побочным удар. произносятся слова по слеубОрочный, по слеоперациОнный, по слеродо вО й . Но оно отсутствует у слов послезАвтрашний, послеобЕденный, послеслОвие . А в словах с приставками МЕЖ - к СВЕРХ- побочное удар. ставится всегда: ме жнационАльный, ме жотраслевОй, ме жпланЕтный; све р хглубИнный, све рхмобИльный све рхскоростнОй .

Побочное ударение необходимо, чтобы прав ил ьно произносить соответствующие гласные в слове. Если произнести слово хо змАг без второстепенного удар., то о но будет звучать так: хазмАк . Слушатель может не догадаться о значении такого с ло ва. Следовательно, побочное удар. выполняет важную смысловую функцию. Кроме того, оно играет и существенную ст и листическую роль. Появление второстепенного удар. там, где оно не обязательно, свидетельс тв ует о просторечном стиле, например: о бщежИтие, во семьсОт, де вятьсОт. Кроме недопустимой просторечной окр ас ки, такая избыточная ударность придаёт речи утомительность и трудна для во сп риятия.

Изобразительно-выразительные возможности ударения широко испо льз уются в публицистических и художественных произведениях. Автор даёт персон аж у яркую характеристику, показав своеобразие его удар. и произношения. Проявляются социальная, на ц иональная, профессиональная принадлежность персонажа и степень его образованности. Но, в стилистически нейтральной речи отступле н ие от литературных норм недопустимо. Нормативное словесное ударение способствует правильному восприятию и дейс тв енности звучащего слова.